Методические рекомендации

Организация мониторинга социально-экономического и правового положения членов семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при выполнении служебных обязанностей, и сотрудников, ставших инвалидами вследствие увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, полученных при выполнении служебных обязанностей

I. Общие положения

1. Методические рекомендации определяют порядок организации и проведения мониторинга социально-экономического и правового положения членов семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при выполнении служебных обязанностей, и сотрудников, ставших инвалидами вследствие увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, полученных при выполнении служебных обязанностей, в системе МВД России.

2. Мониторинг проводится в соответствии с требованиями приказа МВД России от 24.09.2007 № 824 «Об организации социальной работы с членами семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при выполнении служебных обязанностей, и сотрудниками, ставшими инвалидами вследствие военной травмы».

3. Мониторинг представляет собой ведомственную систему непрерывного наблюдения за состоянием социальной и правовой защищенности членов семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при выполнении служебных обязанностей, и сотрудников, ставших инвалидами вследствие увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, полученных при выполнении служебных обязанностей.

4. Целью мониторинга является системный анализ основных показателей социальной защищенности членов семей погибших сотрудников и инвалидов военной травмы в интересах инициативного и упреждающего выявления социальных проблем и своевременного их разрешения, выработки предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой сфере.

5. Мониторинг осуществляется подразделениями по работе с личным составом территориальных органов, подразделений, образовательных и научных организаций МВД России.

6. Основными направлениями исследования является реализация прав, свобод, социальных гарантий, льгот и компенсаций, предоставленных членам семей погибших сотрудников и инвалидам военной травмы, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

7. Важную роль при проведении мониторинга играют изучение и анализ основных показателей уровня жизни, материального положения членов семей погибших сотрудников и инвалидов военной травмы: денежные доходы и их дифференциация, прожиточный минимум, потребительские расходы, имущественное положение, жилищные вопросы, материальное обеспечение, нуждаемость в лечении, трудоустройстве и получении образования.

II. Методы мониторинга

8. При проведении мониторинга применяются методы, обеспечивающие непрерывное изучение социально-экономического и правового положения членов семей погибших сотрудников и инвалидов военной травмы, в том числе:

8.1. Ежегодный социологический опрос с помощью специально разработанных анкет.

8.2. Анализ данных о членах семей погибших сотрудников и инвалидов военной травмы, содержащихся в автоматизированной информационной системе «Социальная защита».

8.3. Изучение документов (обращений, заявлений, жалоб граждан, нормативно-методических документов МВД России).

9. Одним из наиболее доступных методов мониторинга является социологический опрос в форме анкетирования. С его помощью можно получить практически любую информацию.

10. Для проведения опроса членов семей погибших сотрудников, инвалидов военной травмы предлагается использовать специально разработанные анкеты.

11. Представляя собой социологический документ, анкета содержит информацию закрытого типа и состоит из ряда последовательных смысловых блоков, включающих вопросы по: социальному, материально-бытовому, медицинскому обеспечению, а также касающиеся образования и трудоустройства.

12. Первый смысловой блок анкеты включает вопросы, связанные с получением общих сведений: при каких обстоятельствах погиб или получил увечье (ранение, травму, контузию), заболевание сотрудник, какими государственными наградами награжден, наличие у членов семьи погибшего сотрудника, инвалида военной травмы группы инвалидности, количество несовершеннолетних детей в семье, совокупный доход семьи.

13. Второй блок связан с изучением денежных выплат: выплачиваются ли единовременные пособия, страховая сумма, оказывается ли дополнительная материальная поддержка.

14. Третий блок дает представление о пенсионном обеспечении: установка и выплата пенсии, выплата процента утраты трудоспособности, получение пенсии по случаю потери кормильца, получение пенсии в системе МВД России или в территориальном органе социального обеспечения.

15. Четвертый блок посвящен изучению медицинского обеспечения: прикреплены ли члены семьи погибшего сотрудника, инвалиды военной травмы к ведомственной поликлинике, нуждаются ли они в предоставлении санаторно-курортного лечения, обеспечивались ли санаторно-курортными путевками за отчетный период, имеются ли детские поликлиники.

16. Пятый блок направлен на выяснение состояния жилищного обеспечения: признаны ли нуждающимися в улучшении жилищных условий и обеспечены ли жильем до вступления в законную силу Федерального Закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) члены семьи погибшего сотрудника, а также те, которым не предоставлена единовременная социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения свыше 1 года со дня гибели сотрудника (Федеральный Закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ), сколько проживают в общежитии, квартире по найму, частном доме, или состоят в очереди на улучшение жилищных условий более десяти лет.

17. Шестой блок содержит вопросы о социальном патронаже: нуждаются ли члены семьи погибшего сотрудника, инвалиды военной травмы в социальном патронаже, то есть в повседневной помощи и постороннем уходе (для инвалидов первой и второй группы нетрудоспособности), участвуют (привлекаются) ли в проводимых благотворительных акциях, в том числе с участием руководства МВД России, руководства органов, подразделений, организаций  МВД России.

18. Седьмой блок включает вопросы о трудоустройстве: занимаются ли члены семьи погибшего сотрудника и инвалиды военной травмы трудовой деятельностью в настоящее время и нуждаются ли в трудоустройстве, в том числе в системе МВД России.

19. Восьмой блок посвящен вопросам образования: требуется ли помощь в переобучении по другой специальности, в получении дополнительного образования, нуждаются ли несовершеннолетние члены семьи погибшего сотрудника в получении образования, обучаются ли они в образовательных организациях МВД России, имеют ли именные стипендии и др.

20. Анкета заполняется собственноручно респондентом, либо сотрудником аппарата по работе с личным составом, проводящим социологический опрос, с обязательной отметкой респондента «с моих слов записано верно, и лично прочитано». Анкета заверяется личной подписью опрошенного с расшифровкой фамилии, а также с указанием даты и времени опроса. После проведенного анализа данных, анкета приобщается к подлиннику соответствующего учетного или наблюдательного дела, а копия к дубликату.

III. Содержание мониторинга

21. Единая система показателей мониторинга включает два раздела:

21.1. Социально-экономическое и правовое положение членов семей погибших сотрудников.

21.2. Социально-экономическое и правовое положение инвалидов военной травмы.

22. В первом разделе предусматривается анализ социально-экономического и правового положения членов семей погибших сотрудников путем изучения основных показателей: уровня жизни и материального положения членов семей погибших сотрудников, прожиточного минимума, потребительских расходов, имущественного положения, жилищных вопросов, материального обеспечения, нуждаемости в лечении, в трудоустройстве и образовании.

23. Правовое положение членов семей погибших сотрудников предполагает оценку правовой защищенности, анализ причин нарушений их прав, обеспечение права на отдых и медицинскую помощь, уровень предоставляемых гарантий, льгот и компенсаций.

24. Изучение социально-демографических характеристик подразумевает анализ проблемных вопросов, возникающих у семей погибших сотрудников, состоящих на социальном учете включая переехавших на постоянное место жительства из других регионов.

25. При анализе социально-экономического положения членов семей погибших сотрудников необходимо установить их общее благосостояние, а также их нуждаемость. Для этого необходимо выяснить: размер установленного прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, средний совокупный доход у одного члена семьи (в рублях, в месяц), оказывалась ли дополнительная материальная поддержка, произведены ли все обязательные выплаты, предусмотренные действующим законодательством, назначены ли пенсии по потере кормильца.

26. Изучая вопросы медицинского обеспечения, необходимо выяснить общее количество членов семей погибших сотрудников, нуждающихся: в прикреплении к ведомственной поликлинике, в предоставлении оздоровительного и санаторно-курортного лечения.

27. Жилищное обеспечение включает в себя изучение вопросов общего количества семей погибших сотрудников, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, которым не предоставлено жилье до вступления в законную силу Федерального Закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ, а также тех, кому не предоставлена социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения свыше 1 года со дня гибели сотрудника (Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ).

28. При рассмотрении вопросов социального патронажа выявляется общее количество нуждающихся в социальном патронаже нетрудоспособных членов семей погибших сотрудников, в том числе: детей-сирот, одиноких вдов (вдовцов) и родителей погибших.

29. Исследование проблем нуждающихся в трудоустройстве и получении образования предполагает, прежде всего, анализ общего количества членов семей погибших сотрудников: вдов (вдовцов), родителей, детей-сирот, нуждающихся в трудоустройстве, в том числе в системе МВД России, и получении образования (профессиональной переподготовки), в том числе в образовательных организациях МВД России, а также в устройстве детей в дошкольные учреждения.

30. Общие сведения о состоянии социально-экономическом и правовом положении членов семей погибших сотрудников в территориальных органах, подразделениях, образовательных и научных организациях МВД России оформляются в виде информационной таблицы.

31. Второй раздел мониторинга предусматривает анализ социально-экономического и правового положения инвалидов военной травмы путем изучения их социально-демографического и социально-экономического положения, пенсионного и медицинского обеспечения, состояния комплексной реабилитации и социального обслуживания, нуждаемости в трудоустройстве и переподготовке, а также жилищных проблем (проводится по аналогии с исследованиями положения членов семей погибших сотрудников).

32. В результате исследования формируется «социальный портрет» инвалида военной травмы, отражающий его социальное и материальное положение.

33. Выявленные результаты также помогут установить, как реализуются предоставленные законодательством и другими нормативными правовыми актами, гарантии, льготы и компенсации.

34. Общие сведения о состоянии социально-экономического и правового положения инвалидов военной травмы по территориальным органам, подразделениям, образовательным и научным организациям МВД России оформляются в виде информационной таблицы.

IV. Порядок проведения мониторинга

35. Организация мониторинга возлагается на начальников (руководителей) территориальных органов, подразделений, образовательных и научных организаций МВД России.

36. Руководителями подразделений проводятся инструктивные занятия с сотрудниками, определенными для проведения социологических исследований.

37. Под контролем руководителей подразделений по работе с личным составом осуществляется подготовка необходимого количества анкет для опроса респондентов.

38. Анкетированию подлежат все находящиеся на социальном учете члены семей погибших сотрудников и инвалиды военной травмы.

39. Полученные в результате опроса анкетные данные подлежат аналитической обработке.

40. На основании социологических исследований осуществляется подготовка информационных таблиц показателей социально-экономического и правового положения членов семей погибших сотрудников и инвалидов военной травмы.

41. Итоговые таблицы показателей мониторинга направляются в подразделения по работе с личным составом территориальных органов, подразделений, образовательных и научных организаций МВД России для обобщения и обработки.

42. Итоги мониторинга подводятся руководителями (начальниками) территориальных органов, подразделений, образовательных и научных организаций МВД России ежегодно к 20 января, рассматриваются на заседаниях коллегий (оперативных совещаниях) и направляются в форме аналитической справки к 1 февраля года, следующего за отчетным, с приложением информационных таблиц показателей социально-экономического и правового положения членов семей погибших сотрудников, инвалидов военной травмы (прил. 3, 4,) в федеральное казенное учреждение «Центр социальной работы Министерства внутренних дел Российской Федерации» по адресу: 125009 г. Москва, Малый Кисловский пер.,2/8, и на электронную почту «ДИОНИС» по адресу socdko@dom.jtn.mvd.ru.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2018, МВД России